ДОН

блог краеведов Донской государственной публичной библиотеки (Ростов-на-Дону)

Previous Entry Share Next Entry
Село Маргаритово и его обитатели
олень
donvrem
Завершаем публикацию материалов клуба "Донской краевед" по теме "Азов, Таганрог, Ростов: предыстория и ранняя история городов (проблемы и мнения)": Зенюк Д. И. "Тайна Маргарита Блазо".

Большая редкость – населённые пункты, в которых сохранились исторические объекты, относящиеся ко времени их основания. Среди них село Маргаритово. Оно располагается на обрывистом берегу Таганрогского залива и является одним из самых старых сёл Азовского района. В январе 1994 года, после очередного обрушения берега, здесь был обнаружен каменный склеп с большой мраморной надгробной плитой. Текст на плите гласил, что в этом месте покоится некая «Маргарита Михайлова дочь Блазова». Она родилась на острове Крит в 1766 году, прожила 31 год, умерла в Таганроге и была погребена по другую сторону залива. Это открытие вызвало целый ряд вопросов: кем она была, к какой семье принадлежала, случайно ли её имя совпадает с названием села, что заставило её проделать столь необычный путь? Чтобы на них ответить, нам необходимо познакомиться с историей заселения этих мест и непосредственно с основанием села Маргаритово...


  • 1
Автор статьи, к которому я отношусь с большим уважением, несколько лет назад познакомил меня со своей трактовкой эпитафии на могиле Маргариты. Тогда же я высказал ему свои сомнения. Повторю их здесь.
Возьмем первые строки текста с могильной плиты:
«Землею здесь покрыта, лицом, душою Маргарита»
Дмитрий утверждает, что автор эпитафии опустил слово «красивая». Зачем? Если вставить слово «красивая», двустишие не становится ни хуже, ни лучше.
«Землею здесь покрыта, красивая лицом, душою Маргарита»
Стройной размерности как не было, так и нет. Но выброшенное слово «красивая» совершенно лишает смысла это двустишие, если воспринимать его как похвалу Маргарите.
Но все становится на свои места, если предположить, что несчастная Маргарита наложила на себя руки. Тогда двустишие обретает смысл. Как известно, души самоубийц имеют иную «судьбу», чем души умерших своей смертью. По некоторым верованиям, они остаются в теле покойного.
Обратимся ко второму двустишию.
«Такая ей цена от общества дана»
Какая «такая»? В первом двустишии нет никаких слов об оценке качеств Маргариты. В первом двустишии есть только констатация погребения. Даже если предположить, что в первом двустишии должно быть слово «красивая», все равно нет никакой смысловой связи между первым и вторым двустишиями. Была Маргарита красивая душой и лицом, умерла, похоронена. Причем тут цена, данная обществом?
И опять все становится на свои места, если принять версию о самоубийстве. В этом случае второе двустишие обретает форму совершенно ясного упрека, который автор эпитафии хотел бросить обществу, не уберегшему (или сгубившему) молодую девушку. Здесь ключевое слово «ЦЕНА». Это слово, примененное к человеку в форме существительного, может означать только сожаление или презрение. «Какая его ЦЕНА?», «Такая его ЦЕНА». В форме прилагательного это слово может иметь много положительных оттенков. В форме существительного – нет.
И последний довод: Где крест на могильной плите?


Edited at 2014-05-16 05:23 pm (UTC)

Спасибо! Мы вообще думаем, что это хорошо бы дать отдельным постом...

Аргументы против самоубийства

Рад продолжить дискуссию, но вот принять версию о самоубийстве по-прежнему не могу. Начнём с того, что я не "утверждаю", а предполагаю. В статье я это специально подчеркнул. Из всевозможных версий именно эта показалась мне наиболее вероятной. Но УТВЕРЖДАТЬ без документальных подтверждений я не считаю возможным, и мне неприятно когда это делают другие.

Аргументы против версии о самоубийстве:

1) "Дмитрий утверждает, что автор эпитафии опустил слово "красивая". Зачем? Если вставить слово "красивая", двустишие не становится ни хуже, ни лучше" --- это очень субъективное мнение. Эпитафия явно имеет стихотворную форму: размер полностью выдержан (и в первой и во второй строчке по три слова); присутствует рифма: "покрыта - Маргарита" и "цена - дана". Если во вторую строку добавить лишнее слово стихотворение потеряет и ритм и слог. Для меня это было изначально очевидным, но если у кого-то возникают сомнения - можно обратится к профессиональным филологам.

2) Автор комментария так же не учитывает различия в мировоззрения человека XXI века от мировоззрения человека XVIII века. То, что в то время казалось очевидным нам уже таковым не кажется. Яркий пример - сокращения на нательных крестиках. Большинство современных людей не поймут и половины этих сокращений, а люди начала XX века знали значение каждого из них. Вполне вероятно, что для современнику Маргариты Михайловны, игнорирование слова "красивая" не лишало смысла написанного. Сам факт возникшего спора доказывает это: в конце XVIII века эпитафия была понятна каждому (иначе не было бы смысла её писать) - а вот сегодня она нам уже непонятна. Поэтому и приходится фантазировать. Кстати, ярким примером этого "недопонимания поколений" служит фраза: "не уберегшему молодую девушку" - от этой фразы веет XXI веком. В XVIII же веке 33 летняя женщина не могла восприниматься "молодой девушкой". Выйдя первый раз замуж лет в 14 она к 33 годам успела родить троих детей и дважды побывать замужем :) Это замечание конечно не существенное, но весьма показательное.

3) "Даже если предположить, что в первом двустишии должно быть слово «красивая», всё равно нет никакой смысловой связи между первым и вторым двустишиями. Была Маргарита красивая душой и лицом, умерла, похоронена. Причём тут цена, данная обществом?" --- вынужден повториться: возможно имеется ввиду, что общество её за это ЦЕНИЛО. А вот с идеей о самоубийстве не понятно: общество её довело до самоубийства? Откуда такая мысль? Нам достоверно известно другое: она была богатой и уважаемой помещицей, женой предводителя дворянства, матерью троих детей - нет оснований полагать, что у неё были проблемы которые могли бы привести её к такому поступку.

4) На "последний довод" легче всего ответить. Отсутствие креста - это вообще не аргумент. Можно привести массу примеров отсутствия креста на могилах XIX века. Советую прогуляться по Таганрогскому кладбищу. Оно наиболее близко Маргарите Михайловне: и по месту её смерти, и по греческому происхождению. Вот два примера надгробий без крестов: а) http://www.rostovbereg.ru/photo/28-0-2042-3; б) http://www.rostovbereg.ru/photo/28-0-2043-3 - оба из них женские, второе вообще греческое.

Аргументы против самоубийства

5) Самоубийство - это один из самых страшных грехов. Никто не стал бы акцентировать на этом внимание. Никто не захотел бы увековечить в камне этот грех. Наоборот об этом замалчивали, самоубийство выдавали за несчастный случай, при необходимости старались задобрить священника - лишь бы он провёл отпевание. Приведите хоть один пример эпитафии, в которой явно говорится о самоубийстве (?). Уверен таких нет.

6) Почитайте специализированную литературу. Некоторые из элементов, которые мы фиксируем на маргаритовском надгробии, сформировались ещё в ветхозаветные времена. Основное назначение надгробного памятника - указать место могилы для поминовения умершего. Этому назначению точно соответствуют два обязательных элемента надписи: вступительная формула ["ЗЕМЛЕЮ ЗДЕСЬ ПОКРЫТА"] и имя погребенного ["МАРГАРИТА"]
Древнейшие известные погребальные надписи эпохи Первого Храма на саркофагах из Силоама (около 700 г. до н.э.) уже содержат эти элементы: «Это могила Шувнайаху, дворцового вельможи".
На эпитафии так же может присутствовать формула восхваления умершего. Чаще всего о нём говорится в третьем лице. Восхваление покойного служит облегчению его участи на том свете. Именно это "восхваление" и подразумевает версия: "красивая лицом и душою". Зачем писать о её красоте и духовности - я объяснил. Теперь объясните Вы - как смысл в "упрёках общества"?
Кстати, на надгробной плите из ст. Старочеркаской, которая является единственной известной нам аналогией маргаритовской плите, присутствуют всё те же элементы: "Здесь почивает [вступительная форма] Благоверный и почтенный [восхваление умершего] господин донской войсковой атаман Даниил Ефремов [имя покойного]" (Лаврский Н. "Черкаск и его старина". М.1917).

И напоследок ещё два "доказательства".

6) С точки зрения христианской религии душа не может быть погребена под землёй - она не материальна и после смерти человека отправляется в мир иной ("Как вести себя на кладбище". М. "Ковчег". 2006. С. 5).

7) Известно, что самоубийц запрещено хоронить на кладбищах. При этом мы знаем, что Маргарита Михайловна была погребена на одном кладбище вместе с помещиками и церковнослужителями (!).

То есть версия о самоубийстве М.М. Блазовой противоречит основным христианским канонам.

В данный момент я работаю над поиском метрической записи о смерти Маргариты Михайловны. Найдя её я, конечно, не смогу доказать свою точку зрения, но по крайней мере я смогу полностью опровергнуть идею о самоубийстве.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account