ДОН

блог краеведов Донской государственной публичной библиотеки (Ростов-на-Дону)

Previous Entry Share Next Entry
Маргарита Блазо: спор продолжается
Эмиль Сокольский
donvrem

Разгорелся спор о статье Д. И. Зенюк "Тайна Маргариты Блазо"
Приводим (с небольшими сокращениями) аргументы автора на опубликованные здесь, в Живом журнале (18 мая), некоторые несогласия с ней.


Рад продолжить дискуссию, но вот принять версию о самоубийстве по-прежнему не могу. Начнём с того, что я не "утверждаю", а предполагаю. В статье я это специально подчеркнул. Из всевозможных версий именно эта показалась мне наиболее вероятной. Но УТВЕРЖДАТЬ без документальных подтверждений я не считаю возможным, и мне неприятно когда это делают другие.
Аргументы против версии о самоубийстве:
1) "Дмитрий утверждает, что автор эпитафии опустил слово "красивая". Зачем? Если вставить слово "красивая", двустишие не становится ни хуже, ни лучше".
Это очень субъективное мнение. Эпитафия явно имеет стихотворную форму: размер полностью выдержан (и в первой и во второй строчке по три слова); присутствует рифма: "покрыта – Маргарита" и "цена – дана".
2) Автор комментария также не учитывает различия мировоззрения человека XXI века от мировоззрения человека XVIII века. То, что тогда казалось очевидным, нам уже таковым не кажется. Яркий пример – сокращения на нательных крестиках. Большинство современных людей не поймут и половины этих сокращений, а люди начала XX века знали значение каждого из них. Вполне вероятно, что для современника Маргариты Михайловны, игнорирование слова "красивая" не лишало смысла написанного. Сам факт возникшего между нами спора доказывает это: в конце XVIII века эпитафия была понятна каждому. Кстати, ярким примером этого "недопонимания поколений" служит фраза: "не уберегшему молодую девушку" – от этой фразы веет XXI веком. А в XVIII веке 33-летняя женщина не могла восприниматься "молодой девушкой". Выйдя первый раз замуж лет в 13, она к 33 годам уже успела родить троих детей и дважды побывать замужем :) Это замечание, конечно, несущественное, но весьма показательное.

3) "Даже если предположить, что в первом двустишии должно быть слово “красивая”, всё равно нет никакой смысловой связи между первым и вторым двустишиями. Была Маргарита красивая душой и лицом, умерла, похоронена. Причём тут цена, данная обществом? Вынужден повториться: возможно имеется ввиду, что общество ценило её за душевную и физическую красоту. А вот с идеей о самоубийстве непонятно. Нам достоверно известно: она была богатой и уважаемой помещицей, женой предводителя дворянства, матерью троих детей.
4) На "последний довод" легче всего ответить. Отсутствие креста - это вообще не аргумент. Можно привести массу примеров отсутствия креста на могилах XIX века. Советую прогуляться по Таганрогскому кладбищу. Оно наиболее близко Маргарите Михайловне: и по месту её смерти, и по греческому происхождению. 5) Самоубийство – один из самых страшных грехов. Никто не захотел бы увековечить в камне этот грех. Наоборот об этом замалчивали, самоубийство выдавали за несчастный случай, при необходимости старались задобрить священника - лишь бы он провёл отпевание.
6) Почитайте специализированную литературу. Некоторые из элементов, которые мы фиксируем на маргаритовском надгробии, сформировались ещё в ветхозаветные времена. Основное назначение надгробного памятника – указать место могилы для поминовения умершего. Этому назначению точно соответствуют два обязательных элемента надписи: вступительная формула ["ЗЕМЛЕЮ ЗДЕСЬ ПОКРЫТА"] и имя погребенного ["МАРГАРИТА"]
На эпитафии также может присутствовать формула восхваления умершего. Чаще всего о нём говорится в третьем лице. Восхваление покойного служит облегчению его участи на том свете. Именно это "восхваление" и подразумевает версия: "красивая лицом и душою". Теперь объясните Вы: какой смысл в "упрёке обществу"?
6) С точки зрения христианской религии душа не может быть погребена под землёй: она не материальна и после смерти человека отправляется в мир иной ("Как вести себя на кладбище". М. "Ковчег". 2006. С. 5).
7) Известно, что самоубийц запрещено хоронить на кладбищах. При этом мы знаем, что Маргарита Михайловна была погребена на одном кладбище вместе с помещиками и церковнослужителями (!).
То есть версия о самоубийстве М. М. Блазовой противоречит основным христианским канонам (если вышеозначенные утверждения вызывают сомнения - можем обратиться к представителям церкви).
В данный момент я работаю над поиском метрической записи о смерти Маргариты Михайловны. Если мне удастся её найти, то я конечно, не смогу доказать свою точку зрения, но по крайней мере смогу полностью опровергнуть идею о самоубийстве.


Полностью здесь: http://donvrem.livejournal.com/123526.html


?

Log in

No account? Create an account