ДОН

блог краеведов Донской государственной публичной библиотеки (Ростов-на-Дону)

Previous Entry Share Next Entry
«Ростов прописан в моем сердце…»
олень
donvrem
12 июля исполняется 120 лет со дня рождения Юрия Александровича Завадского (1894–1977), актёра и режиссёра, педагога, Лауреата Ленинской (1965) и двух Сталинских премий (1946, 1951), Героя Социалистического Труда (1973).
В 1920–1924 годах Завадский – актёр и режиссёр 3-й студии МХАТ (Студии им. Вахтангова); играл Антония в спектакле по пьесе М. Метерлинка «Чудо святого Антония» (1921) и Калафа в «Принцессе Турандот» К. Гоцци (1922). Как режиссёр дебютировал в 1924 году спектаклем по пьесе Н. В. Гоголя «Женитьба». С 1924 по 1931 годы был актёром Московского Художественного театра. В том же 1924-м создал собственную театральную студию (с 1927 года – Театр-студия) с актёрами – его учениками: В. П. Марецкой, Р. Я. Пляттом, Н. Д. Мордвиновым, П. В. Массальским и другими, и руководил ею до 1936 года. В 1932–1935 годах возглавлял Центральный академический театр Российской армии.
Жизнь Завадского неразрывно связана с Ростовом. Здесь он возглавлял Театр имени М. Горького (1936–1940). Для Ростова приезд Завадского был великим подарком: театр стал одним из сильнейших среди провинциальных театров страны. Ростовские актёры, которых добавил Завадский в труппу: Г. Леондор, В. Шатуновский, Е. Кузнецова и другие играли вместе с Р. Пляттом, В. Марецкой, Н. Мордвиновым, Д. Фивейским, О. Абдуловым, И. Вульфом, Ю. Шмыткиным, Н. Бродским.
Ю. Завадский писал: «Ростовчане справедливо гордятся своим театром. Такого театра по масштабам, по роскоши отделки, по возможностям нет в нашей стране….» (16 июня 1935). …В. Марецкая: «Я счастлива была играть в Ростове…» Р.  Плятт: «Ростов уверенно смотрит в будущее» (1937). На IV Международном фестивале ростовский театр искусствоведы сравнивали с дорогим вином, «в котором чудесным образом слились школа Станиславского, Вахтангова и Завадского, и это вино молодого театра хотелось бы отведать ещё много раз…» (Н. Голливид).
На ростовской сцене Завадский работал интенсивно. Одна за другой  рождались новые премьеры – «Любовь Яровая» и «На берегу Невы» К. Тренёва,  «Враги» и «Мещане» М. Горького, «Разбойники» Ф. Шиллера, «Дни нашей жизни» Л. Андреева, «Беспокойная старость» Рахманова, «Человек с ружьём» Н. Погодина…
На ростовской сцене режиссёр впервые прикоснулся к Шекспиру: поставил «Укрощение строптивой» и «Отелло». Здесь же поставил  комедию К. Гольдони «Трактирщица».

На фото – Ю. А. Завадский; коллектив Театра во главе с Ю. А. Завадским, 1939 г.




[Spoiler (click to open)]


?

Log in

No account? Create an account