ДОН

блог краеведов Донской государственной публичной библиотеки (Ростов-на-Дону)

Previous Entry Share Next Entry
Ростов-на-Дону в пореформенной России: организация пространства, застройка и инфраструктура
олень
donvrem
Архитектура Ростова-на-Дону, как и большинства городов Юга России, приобрела черты законченности и целостности застройки во II пол. XIX – начале XX века. Это время интенсивного развития торговли, когда происходит становление Ростова как торгового центра всероссийского значения.
Освобождение крестьян, развитие сети железных дорог, а также роль реки Дон в транспортировке грузов обеспечили Ростову исключительное стратегическое и экономическое положение. В городе получает развитие промышленность: самые различные заводы, фабрики, мельницы. Все это коренным образом меняет жизнь города, его облик. Стремительно растет численность населения. В 1863 г. в городе 18,5 тыс. жителей, а в 1866 г. – уже 40 тыс.

Интенсивное развитие и благоустройство города связано со временем исполнения должности Городского головы Андреем Матвеевичем Байковым, это 60-е годы XIX в.
В этот период начинает застраиваться Затемерницкое поселение на западной окраине города и пространство на востоке между городом Ростовом и частью крепости.
При Байкове начали осваивать и Генеральную Балку, являвшуюся естественной границей города с севера. Городской голова решает также вопросы городского освещения и водопровода и многие другие.
Однако, не смотря на многие усилия городской власти, вот, что мы читаем у И. А. Кузнецова в книге «Прошлое Ростова» о состоянии города на 1871 год, когда была избрана новая Городская дума и новый голова Петр Романович Максимов: «новое городское общественное управление застало Ростов в довольно непривлекательном виде: это был грязный, неустроенный городишко с зачатками кое-где разбросанных мостовых, почти без школ, с пародией на больницу, довольно примитивной архитектуры частными постройками и запущенными делами по общественному хозяйству».
До конца XIX в. административный центр Ростова находился в прибрежной части и ограничивался на севере улицей Московской. В 1860-е центр города расширяется к северу от реки Дон, и главной улицей становится Большая Садовая.
В 1880-е годы местная газета пишет: «Город имеет 4 большие площади, 6 проспектов, до 40 улиц и 30 переулков, спусков и проездов». Можно сказать, что в это время начинает пробуждаться интерес у деловых и прагматичных ростовчан к искусству архитектуры. И 80-90-е годы XIX века это уже период «строительного бума», когда в город приглашаются даже столичные архитекторы (К. А. Тон, А. Н. Померанцев, А. Н. Бекетов, В. А. Покровский, М. М. Перетяткович и др.).
В 80-е был благоустроен центр Ростова, сооружен городской сад, начали функционировать водопровод и канализация, появились телефонная связь и конка. В 1890-е годы реконструировали городскую набережную и замостили спуски к ней.
Нужно отметить, что городские власти заботились о вопросах расположения различных учреждений и благопристойности их соседства. Так в 1885 году по постановлению городской управы и думы, размер расстояния для питейных домов от церквей, площадей, училищ и т. п. определен в 50 сажень.
Наш город во II пол. XIX века поражал своими контрастами. Это в большей или меньшей степени можно отнести и к другим донским городам. Рядом с красивым ухоженным центром – трущобы, в которых обитали люди без определенных занятий и места жительства, босяки, попрошайки и прочий люд.
На окраинах стихийно выросли поселения трудящейся городской бедноты – Нахаловка и ей подобные, с некрасивыми и дешевыми домишками на утопавших в грязи улицах. Обитатели этих поселков, как правило, самовольно захватывали городскую землю и возводили на ней постройки. Налогов городу они не платили, а городская дума не включала в планы благоустройства эти районы.
БСадовая
Центральная улица города застраивалась многоэтажными домами (3-4 и выше), владельцы которых получали немалый доход от сдачи квартир и магазинов на первом этаже. В этих домах имелись водопровод и канализация, электрическое освещение и лифты, телефонная связь.
Вот, что говорит А. М. Ильин в книге «История города Ростова на Дону», об облике города на 1909 год:
«В настоящее время казенных зданий в Ростове свыше 15, общественных приблизительно 500, церковных 58 и частных домов свыше 20 тыс.
По переписи 1897 года в Ростове было почти 120 тыс. жителей. Ныне же, можно предположить около 150 тыс.
Вследствие скученности населения , отсутствия общей канализации, нахождения в самом центре города некоторых фабрик и заводов, в санитарном отношении Ростов и до сих пор оставляет желать еще многого. Но с внешней стороны город красив и производит приятное впечатление. Улицы города, за исключением самых отдаленных, вымощены все.
Обилием растительности город похвастаться не может. Обязательное постановление Городской Думы о посадке деревьев домовладельцами исполняется неохотно.
Комиссия ведающая древесными насаждениями города не может увеличить их площадь из-за недостатка финансирования. В городе имеется два сада для общественного пользования.
Освещается город различно. Большая Садовая, часть Пушкинской, дорога к вокзалу и Вокзальная площадь освещаются электрическими фонарями; другие – газом, а окраины пользуются керосином.
Что касается пользования водою, то Ростову главным образом доставляют воду Богатый Источник и Дон. Но ростовский водопровод не удовлетворяет в настоящее время ни Общественное Городское управление, ни население. Также в городе есть несколько колодцев
».

  • 1
Вот что примечательно, тогда Ростов был простым уездным городом, а сейчас центр области. Но проблемы с благоустройством города остались те же. Может это рок? Ведь город был основан не для жизни, а как пограничное укрепления(форпост) для сдержание крымских татар, турок и др.

Это рок, наверное, почти всех российских городов, независимо от того, когда и как они были основаны. А причина одна - "Воруют!"

  • 1
?

Log in

No account? Create an account