ДОН

блог краеведов Донской государственной публичной библиотеки (Ростов-на-Дону)

Previous Entry Share Next Entry
Прощальный парад
олень
donvrem
Из воспоминаний Геннадия Гордеева:

В Ростовский цирк отец меня водил почти на каждое представление. Он любил цирк гораздо больше, чем его ребёнок, даже журнал выписывал «Советская эстрада и цирк». Почему цирк? Сейчас мне думается, что отцовское неравнодушие к цирку объяснялось тем, что ему, прошедшему фронт, долгие годы болезни, вызванной ранением, тюрьму (но тогда я об этом не знал, а в цирке догадался) здесь было празднично, музыкально, торжественно, красиво. Отец шептал мне на ухо, что за каждым номером канатоходца, эквилибриста и даже клоуна стоит упорный изнурительный труд: «Смотри сын, как артисты улыбаются и как будто играючи взлетают под купол, а ведь это годы и годы тренировок».
В антракте я жевал пломбир, а отец разговаривал со скрипачом оркестра (другом его детства, позже уехавшим в Израиль) и с радистом цирка. Что радиста связывало с отцом, кроме помощи с дефицитными билетами, я догадался, подслушав обрывок адресованной отцу фразы: «Толик, ты помнишь того суку вертухая, который меня ремнем хлестал?»
Сегодня, сквозь четыре с лихвой прошедших десятилетия, я немножко тоскую по тому, как сейчас понимаю, великому, грандиозному советскому цирку, запаху опилок, живому оркестру на балконе, торрррржественному апломбу шпрехшталмейстера (это сложное слово мне тоже назвал отец). Я видел того Филатова и того Запашного, Дуровых и Кантемировых, Бугримову и всех двух Кио, и многих-многих-многих других.
Моими любимыми клоунами были Андрей Николаев и Юрий Никулин в неизменной паре с Михаилом Шуйдиным. А вот Олега Попова я на манеже цирка вживую не видел. То ли приезжал редко, то ли не досталось билетов на звезду. Но конечно, я знал наизусть очень популярную телевизионную версию его номера с лучиком солнца. Клетчатая шахматная кепка Попова была абсолютно узнаваемым визуальным образом и не только самого клоуна, но и всего советского цирка. Однажды у меня таки появился билет на Олега Попова. Но не в цирк. Афиша с Олегом Поповым означала бы смертоубийство в кассах. Может быть, поэтому представления с его участием проходили во Дворце Спорта. И мы пошли туда в будний день, не с отцом, а с дедом. Я был очень разочарован, а дед возмущён. Потому что мы сидели на местах в дальнем угловом секторе, и с такого расстояния можно было при желании разглядеть знакомые очертания известной кепки, но больше ничего.
Потом много позже я где-то читал, что у Олега Попова был скверный характер, скандалы и с коллегами и с госцирком, и что выпить был не промах, а потом годы затворничества в Германии, когда советский цирк с бархатом, опилками, шпрехшталмейстером и живым оркестром на балконе, в общем-то закончился.
Но сегодня мне очень нравится, что великое здание Ростовского цирка, наш великий манеж вновь наполняется искренним светом жизни. И вдруг афиши: Олег Попов. Он успел, он успел вернуться в город, где выступал редко, на свой прощальный парад-алле.


?

Log in

No account? Create an account