По просьбе Дмитрия Щербака, правнучка отца Александра - Анна Попова передала эти письма для публикации в "Донском временнике" - "Претерпевый же до конца, той спасётся".
26 авгус[та] 1931 г.
Со днём ангела поздравляю тебя, дорогая дочечка Наташа. Молю Бога, да сохранит тебя и да подаст успех в делах твоих по молитвам Св[ятой] муч[еницы] Наталии. Прости, что запоздал тебя поздравить, ведь было забыл, что день твоего ангела в этом месяце и только в день 26 авг[уста] вспомнил, отслужил молебен и спешу написать тебе, это будет и ответом на твоё письмо, в котором ты поздравляешь меня со днём ангела, ты упередила, а я уже вслед, но знай, что я вас, дорогие деточки и внучки, никогда не забываю, всегда думаю о вас и молюсь за вас. Да, давно мы в разлуке, и как бы хорошо было собраться вместе, усладиться задушевною беседой и родственным общением; будем надеяться, что это будет дано нам скоро; ведь сроку моего осталось 7 м[есяцев], а там может быть, дадут минус и мне удастся поселиться ближе и будут удобства, чтобы побывать друг у друга.
О себе скажу, что теперь я живу в Серёгове на квартире, плачу 23 р[убля] в месяц, смотря сколько нас квартирантов; конечно, удобств мало, т[ак] к[ак] живём мы сейчас 8 ч[еловек] в комнате (было 6), спим прямо на полу, сожители мои не вполне по мне, но приходится мириться со всем; варим в русской печи, каждый себе, мы двое с одним иеромонахом; хозяева люди хорошие, а, вообще, местное население относится к нам недружелюбно, дети иногда бросают камнями, на квартиру пускают неохотно и продают также с неохотой, правда, нас много и, быть может, мы им надоедаем.
В настоящее время после продолжительной суши и жары начались дожди, но холода пока нет. Пред дождями благодаря суши начались было сплошные лесные пожары, и многие из местных жителей начали говорить, что это делают поселенцы-вредители, конечно, это было бездоказательно и напрасно, но нам приходилось переносить много неприятностей. Теперь пожары прекратились и разговоры также. Так как я по старости не могу вырабатывать пайка, то приходится прикупать и хлеб, и пр.; благодаря близости лагерей Усевлона [25] добыть можно и не так дорого: хлеб 80 коп. – 1 р. за кило, иногда дешевле, пшено 1 р. 50 – 2 р. за кило и пр. в этом роде. Теперь они заканчивают трак-дорогу на Ухту и если уйдут, то тогда нам будет хуже; хотя говорят, что и нас к зиме перекинут в другое место. Работа моя, пилка дров, конечно, не по мне, но тем хороша, что можно работать сколько можешь и делать передышки; за это пайки не получаешь, тогда-то и приходится прикупать, что я теперь могу делать благодаря присланному, я за это время несколько отдохнул и оправился после лесу. Вчера получил 30 руб. от Мелин. Конст. Л., неожиданно. Поблагодари их за меня, постарайся повидать, а писать им затрудняюсь. Напиши, как они поживают, где теперь Ф. Ф. и прочие ихние. Но довольно о себе, ты пишешь, что не можешь помочь, но я не ожидал, а только помоги Фёдоровне, когда найдутся добрые люди. Поблагодари за память Ел. Гр. и Кс. Ник. И других, кто будет спрашивать про меня.
Тебе, твоим деткам и Евд[окии] Гр[игорьевне] желаю здоровья, бодрости духовной, да укрепится вера наша – это наше дорогое сокровище, предавшись в волю Божию, надо претерпеть и Господь пошлёт утешение. Напиши, какой у вас урожай был на хлеб, на овощи и вообще на всё; как у вас, было ли что? Что дают вам на зиму? Как поживают ваши соседи Ф. К. и др.
Как идёт ли у вас служба в церкви, как о. Виктор?
Будешь писать письмо, шли привет от меня Павлику и пожелания всего лучшего, а также всем родным. Напиши, как им живётся и где они теперь? Как деточки твои, теперь они интересные, да сохранит их Господь.
Пиши, как у вас погода? Как идут работы у вас. Всем родным, знакомым и дорогим моим духовным детям привет и благодарности за добрую память обо мне.
Всех вас целую, любящий отец Пр[отоиерей] Ал. Попов.
Обратите внимание на бланк письма.
