donvrem (donvrem) wrote,
donvrem
donvrem

Андрей Тавров о нереальном мире

Сегодня – день рождения Андрея Таврова.
Он родился в Ростов-на-Дону в 1948 году, а детские годы провёл в Сочи. После перебрался в Москву, окончил филфак МГУ по отделению русской филологии (1966–1971). Работал журналистом, художником по мозаике, занимался рекламой на телевидении, вел программу на «Радио России», писал сценарии для телевизионного канала «Культура».
Среди его поэтических книг – «Настоящее время» , «Две серебряных рыбы на красном фоне» (1997), «Альпийский квинтет», «Sanctus», «Psyhai», «Самурай», «Парусник Ахилл», среди прозаических – романы «Орфей»,и «Кукла по имени Долли», «Матрос на мачте».
А ещё Тавров прекрасный эссеист. Вот выдержка из его книги «Письма о поэзии»:

«Мы живём в эпоху, утратившую представления о реальности и в связи с этим наращивающую всё новые и новые проблемы взамен проблем, казалось бы, решённых. Антибиотики победили болезни, но пришёл СПИД. Мы добились материальной обеспеченности, но пришла небывалая волна самоубийств. Мы вышли в космос, но не знаем, что делать со своим одиночеством. Мы добиваемся успеха, но не хотим думать о смерти, а она приходит как взрыв террористки в метро, или упрямство пилота, разбивающего самолёт с пассажирами, или передоза в туалете. Мы живём в мире, который всячески стремится обезопасить секс, старость, путешествия, любовь, охоту, контролируя все возможные угрозы, и в результате утрачивает самого себя. Таков результат глобального эгоистического мышления и отказа общества потребления от святынь.
Пора ли понять или вспомнить, что правильно понятая святыня никогда не была сказкой или фантазией, не была опиумом для народа или манипуляциями жрецов – она была точкой отсчёта реальности, как и любовь младенца к матери – первой его святыни в мире? Есть место, откуда вышли все слова и миры на свете и куда они в конце концов войдут, если, конечно, не считать идиотами Гераклита, авторов Риг-Веды и Библии, Сократа и Будду.
Это и есть место реальности, или, как можно её назвать по-другому, – святыни. Когда вас что-то захватывает – красота неба, поступка, женщины, – вы видите не поверхность вещей, а ту реальность, которая сквозь эту поверхность просвечивает, – святыню. То, откуда всё это вышло. Вы видите предмет в совокупности с его прародиной, одной для него и вас самих, и испытываете потрясение от его красоты и вашего родства с ним. Красота это другое слово для святыни, как святыня другое слово для реальности.
Итак, надеюсь, ясно, что мы живём на 90 процентов в нереальном мире».
Далее, говоря об «обществе стандартных рецептов жизни, обществе безопасной «любви», безудержного вранья политиков, обществе готовых социальных концепций, превращающих человека в клишеобразное, запрограммированное существо», Андрей Тавров переходит к «массовому натиску обесточенной поэзии» и вообще – к «обескровленности жизни». Он объясняет её – «боязнью всего предельного и запредельного, желанием устроиться поудобней среди модных брендов, нанотехнологий, компьютеров, ресторанов, рекламных щитов и офисов, от каждого из которых идёт к человеческому существу невидимый шланг, высасывающий из него энергию, жизнь, жар и дерзновение в пользу своего бессмысленного существования информационной машины».


Tags: Ростов-на-Дону, писатели
Subscribe

  • Белелюбские: сын и отец

    #Донсовсехсторон Имя Николая Аполлоновича Белелюбского для Ростова-на-Дону не чужое. Уроженец Харькова, этот замечательный инженер-мостостроитель,…

  • Письма к Фёдору Крюкову

    В документальном фонде Музея истории донского казачества хранятся письма, адресованные Фёдору Дмитриевичу Крюкову, писателю-казаку, члену I…

  • Об архиве Фёдора Крюкова

    В одном из последних писем Фёдора Дмитриевича Крюкова к своему другу и соратнику Николаю Пудовичу Асееву «наш светлый пророк» и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments