donvrem (donvrem) wrote,
donvrem
donvrem

Categories:

«Ростов прописан в моем сердце…»

12 июля исполняется 120 лет со дня рождения Юрия Александровича Завадского (1894–1977), актёра и режиссёра, педагога, Лауреата Ленинской (1965) и двух Сталинских премий (1946, 1951), Героя Социалистического Труда (1973).
В 1920–1924 годах Завадский – актёр и режиссёр 3-й студии МХАТ (Студии им. Вахтангова); играл Антония в спектакле по пьесе М. Метерлинка «Чудо святого Антония» (1921) и Калафа в «Принцессе Турандот» К. Гоцци (1922). Как режиссёр дебютировал в 1924 году спектаклем по пьесе Н. В. Гоголя «Женитьба». С 1924 по 1931 годы был актёром Московского Художественного театра. В том же 1924-м создал собственную театральную студию (с 1927 года – Театр-студия) с актёрами – его учениками: В. П. Марецкой, Р. Я. Пляттом, Н. Д. Мордвиновым, П. В. Массальским и другими, и руководил ею до 1936 года. В 1932–1935 годах возглавлял Центральный академический театр Российской армии.
Жизнь Завадского неразрывно связана с Ростовом. Здесь он возглавлял Театр имени М. Горького (1936–1940). Для Ростова приезд Завадского был великим подарком: театр стал одним из сильнейших среди провинциальных театров страны. Ростовские актёры, которых добавил Завадский в труппу: Г. Леондор, В. Шатуновский, Е. Кузнецова и другие играли вместе с Р. Пляттом, В. Марецкой, Н. Мордвиновым, Д. Фивейским, О. Абдуловым, И. Вульфом, Ю. Шмыткиным, Н. Бродским.
Ю. Завадский писал: «Ростовчане справедливо гордятся своим театром. Такого театра по масштабам, по роскоши отделки, по возможностям нет в нашей стране….» (16 июня 1935). …В. Марецкая: «Я счастлива была играть в Ростове…» Р.  Плятт: «Ростов уверенно смотрит в будущее» (1937). На IV Международном фестивале ростовский театр искусствоведы сравнивали с дорогим вином, «в котором чудесным образом слились школа Станиславского, Вахтангова и Завадского, и это вино молодого театра хотелось бы отведать ещё много раз…» (Н. Голливид).
На ростовской сцене Завадский работал интенсивно. Одна за другой  рождались новые премьеры – «Любовь Яровая» и «На берегу Невы» К. Тренёва,  «Враги» и «Мещане» М. Горького, «Разбойники» Ф. Шиллера, «Дни нашей жизни» Л. Андреева, «Беспокойная старость» Рахманова, «Человек с ружьём» Н. Погодина…
На ростовской сцене режиссёр впервые прикоснулся к Шекспиру: поставил «Укрощение строптивой» и «Отелло». Здесь же поставил  комедию К. Гольдони «Трактирщица».

На фото – Ю. А. Завадский; коллектив Театра во главе с Ю. А. Завадским, 1939 г.




[Spoiler (click to open)]

Tags: театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments