donvrem (donvrem) wrote,
donvrem
donvrem

Categories:

Ростов-на-Дону в пореформенной России: организация пространства, застройка и инфраструктура

Архитектура Ростова-на-Дону, как и большинства городов Юга России, приобрела черты законченности и целостности застройки во II пол. XIX – начале XX века. Это время интенсивного развития торговли, когда происходит становление Ростова как торгового центра всероссийского значения.
Освобождение крестьян, развитие сети железных дорог, а также роль реки Дон в транспортировке грузов обеспечили Ростову исключительное стратегическое и экономическое положение. В городе получает развитие промышленность: самые различные заводы, фабрики, мельницы. Все это коренным образом меняет жизнь города, его облик. Стремительно растет численность населения. В 1863 г. в городе 18,5 тыс. жителей, а в 1866 г. – уже 40 тыс.

Интенсивное развитие и благоустройство города связано со временем исполнения должности Городского головы Андреем Матвеевичем Байковым, это 60-е годы XIX в.
В этот период начинает застраиваться Затемерницкое поселение на западной окраине города и пространство на востоке между городом Ростовом и частью крепости.
При Байкове начали осваивать и Генеральную Балку, являвшуюся естественной границей города с севера. Городской голова решает также вопросы городского освещения и водопровода и многие другие.
Однако, не смотря на многие усилия городской власти, вот, что мы читаем у И. А. Кузнецова в книге «Прошлое Ростова» о состоянии города на 1871 год, когда была избрана новая Городская дума и новый голова Петр Романович Максимов: «новое городское общественное управление застало Ростов в довольно непривлекательном виде: это был грязный, неустроенный городишко с зачатками кое-где разбросанных мостовых, почти без школ, с пародией на больницу, довольно примитивной архитектуры частными постройками и запущенными делами по общественному хозяйству».
До конца XIX в. административный центр Ростова находился в прибрежной части и ограничивался на севере улицей Московской. В 1860-е центр города расширяется к северу от реки Дон, и главной улицей становится Большая Садовая.
В 1880-е годы местная газета пишет: «Город имеет 4 большие площади, 6 проспектов, до 40 улиц и 30 переулков, спусков и проездов». Можно сказать, что в это время начинает пробуждаться интерес у деловых и прагматичных ростовчан к искусству архитектуры. И 80-90-е годы XIX века это уже период «строительного бума», когда в город приглашаются даже столичные архитекторы (К. А. Тон, А. Н. Померанцев, А. Н. Бекетов, В. А. Покровский, М. М. Перетяткович и др.).
В 80-е был благоустроен центр Ростова, сооружен городской сад, начали функционировать водопровод и канализация, появились телефонная связь и конка. В 1890-е годы реконструировали городскую набережную и замостили спуски к ней.
Нужно отметить, что городские власти заботились о вопросах расположения различных учреждений и благопристойности их соседства. Так в 1885 году по постановлению городской управы и думы, размер расстояния для питейных домов от церквей, площадей, училищ и т. п. определен в 50 сажень.
Наш город во II пол. XIX века поражал своими контрастами. Это в большей или меньшей степени можно отнести и к другим донским городам. Рядом с красивым ухоженным центром – трущобы, в которых обитали люди без определенных занятий и места жительства, босяки, попрошайки и прочий люд.
На окраинах стихийно выросли поселения трудящейся городской бедноты – Нахаловка и ей подобные, с некрасивыми и дешевыми домишками на утопавших в грязи улицах. Обитатели этих поселков, как правило, самовольно захватывали городскую землю и возводили на ней постройки. Налогов городу они не платили, а городская дума не включала в планы благоустройства эти районы.
БСадовая
Центральная улица города застраивалась многоэтажными домами (3-4 и выше), владельцы которых получали немалый доход от сдачи квартир и магазинов на первом этаже. В этих домах имелись водопровод и канализация, электрическое освещение и лифты, телефонная связь.
Вот, что говорит А. М. Ильин в книге «История города Ростова на Дону», об облике города на 1909 год:
«В настоящее время казенных зданий в Ростове свыше 15, общественных приблизительно 500, церковных 58 и частных домов свыше 20 тыс.
По переписи 1897 года в Ростове было почти 120 тыс. жителей. Ныне же, можно предположить около 150 тыс.
Вследствие скученности населения , отсутствия общей канализации, нахождения в самом центре города некоторых фабрик и заводов, в санитарном отношении Ростов и до сих пор оставляет желать еще многого. Но с внешней стороны город красив и производит приятное впечатление. Улицы города, за исключением самых отдаленных, вымощены все.
Обилием растительности город похвастаться не может. Обязательное постановление Городской Думы о посадке деревьев домовладельцами исполняется неохотно.
Комиссия ведающая древесными насаждениями города не может увеличить их площадь из-за недостатка финансирования. В городе имеется два сада для общественного пользования.
Освещается город различно. Большая Садовая, часть Пушкинской, дорога к вокзалу и Вокзальная площадь освещаются электрическими фонарями; другие – газом, а окраины пользуются керосином.
Что касается пользования водою, то Ростову главным образом доставляют воду Богатый Источник и Дон. Но ростовский водопровод не удовлетворяет в настоящее время ни Общественное Городское управление, ни население. Также в городе есть несколько колодцев
».
Tags: Ростов-на-Дону, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments