
Азов и его округи оказались в эпицентре разгорающейся гражданской войны. Из Таганрога сюда отступил Второй Таганрогский революционный полк, здесь же расположился штаб Азовского боевого участка. В Азов периодически наведывались отдельные отряды, между которыми не было согласия. В условиях царившей неразберихи был сформирован Азовский революционный пехотный полк, державший оборону по линии фронта Койсуг – Кулешовка – Красногоровка – Азов.
В начале 1918 года очень напряжённая обстановка сложилась в станице Елизаветинской. Часть вернувшихся с фронта казаков была настроена по-большевистски, призывала станичников не поддаваться мобилизации, отказаться от войны с большевиками. Несмотря на то, что среди жителей согласия не установилось, на объявленную войсковым атаманом, генералом Калединым январскую мобилизацию вышедшая из повиновения станица пополнения не дала.
Каледин направил в Елизаветинскую трёх членов Войскового Круга с заданием поднять станицу на борьбу с большевиками, «на защиту вольного Дона». Станичный атаман, старший урядник Никита Буланов, собрал казаков на митинг. «Станичники колеблются. С одной стороны, никогда такого не было, чтобы не выполнить приказ атамана. С другой – и против большевиков выступать не хочется…». Всё же представителям Круга удалось добиться поддержки казаков.
После занятия Ростова красными в феврале в Елизаветинскую приехали представители Нижне-Гниловской станицы, чтобы заручиться участием елизаветинцев на совместное наступление на Ростов. Этого наступления требовал войсковой атаман. Сход выборных, собравшийся в Елизаветинской, раскололся, большинство не откликнулось на призыв станичного атамана Буланова, призвавшего поддержать наступление. Решение так и не было принято.
Войсковое командование упорно пыталось сформировать из елизаветинцев полк. После того как немцы заняли Ростов, в Елизаветинской шёл митинг за митингом. «На них спорят до хрипоты, до драки, до кулачных боёв. Представители войскового атамана то убеждают, то угрожают расправой. Они готовы даже на то, чтобы казаки лишь сформировали полк. Он никуда не пойдёт, останется в станице для охраны. На это станичники согласились. Казаков зачисляли во взводы, сотни. К июню полк был сформирован. Но не тут-то было! Большевистская группа разоблачает обман. Полк категорически отказывается выступать на фронт». В Елизаветинскую был направлен отряд белоказаков под командованием полковника М. В. Жученкова. Узнав об этом, станичник И. П. Зарайченков предложил сторонникам большевиков уйти из станицы и вступить в красногвардейский отряд. С этим не соглашался Н. С. Терезников, считая, «что в отряде казаки, а раз идут казаки, у них не поднимется рука на своих же казаков»…
Продолжение статьи Г. П. Борановой "Восстание в Елизаветинской".