donvrem (donvrem) wrote,
donvrem
donvrem

Мастер сцены

31 января исполняется 160 лет со дня рождения Николая Николаевича Синельникова (1855–1939), актёра, режиссёра, антрепренёра, педагога, народного артиста РСФСР (1934).
Родился Николай Николаевич в Харькове, в семье небогатого уездного учителя.С раннего детства у Николая был хороший голос, музыкальный слух. Когда мальчик подрос, его определили в церковный хор. После смерти отца, учитывая материальную необеспеченность Синельниковых, солисту назначили жалованье – 20 рублей в месяц. Учился он в гимназии, выступал в гимназических концертах, исполнял романсы Глинки, читал стихотворения Пушкина. Служил в театрах: Харькова (1873–1875), Житомира (1875–1877, антреприза Андреева-Биязи), Николаева (1877–1878), Ставрополя (1878–1880), Владикавказа (1880–1881), Казани (1882–1883) в антрепризе П. М. Медведева. В Казани начал режиссёрскую работу постановкой пьесы «Дикарка» А. Н. Островского.
На сезон 1884–1885 годов Синельников подписал контракт с антрепренёром Г. М. Ковровым в Ростове-на-Дону уже как режиссёр и актёр. Вот как вспоминает он о городе: «Мы приехали в Ростов и застали город, который о драматическом театре совершенно не думал. Он был поглощён только своей продажей, скупкой, спекуляцией пшеницей. Успехом пользовалась только оперетта, с расчётом на потакание самым дурным инстинктам толпы». Первые спектакли в Ростове – «Ревизор» Гоголя, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина не вызвали большого интереса у публики.
В сезон 1895–1896 гг. удалось привлечь внимание ростовчан спектаклем «Гамлет» Шекспира. Этот спектакль прошёл в городе 15 раз. Ростовчане охотно посещали спектакли «Свои люди – сочтёмся», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» А. Н. Островского. В следующем сезоне были поставлены «Макбет», «Отелло» Шекспира, «Эдип» Софокла. Выдающийся успех имел спектакль «Марион де Лорм» Гюго, а затем «Дядя Ваня» Чехова (самая первая постановка).
Шесть лет, проведённых Синельниковым в Ростове, оказали благотворное влияние на развитие театра в городе. Н. И. Слонова в воспоминаниях писала: «Годы ростовской антрепризы – период, пожалуй, самой страстной влюблённости Синельникова в театр. Он был в полном расцвете сил, отдавая их без остатка любимому делу».
С 1891 года Николай Николаевич работал в Новочеркасском театре, где в составе труппы были Н. П. Рощин-Инсаров, И. П. Кисилевский, Степанов (Ашкинази), Т. Ф. Синельникова, К. А. Каратыгина, В. Ф Комиссаржевская и другие. Здесь был поставлен спектакль «Плоды просвещения» Толстого. Постановку этого спектакля Синельников считал одной из лучших своих работ. Над пьесой коллектив театра работал напряжённо, репетируя в дни, когда не было представлений, с 10 утра до 6 вечера и с 8 вечера далеко за полночь.
О театральной истории Ростова читайте в Донском временнике.
Tags: Ростов-на-Дону, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments