donvrem (donvrem) wrote,
donvrem
donvrem

Categories:

Казак-батюшка Тимофей

В «Донском временнике» опубликована заметка Ксении Антич «Русский отшельник» о простом казаке из-под Ростова Тимофее Васильевиче Прохорове, прозванном мюнхенцами «батюшкой Тимофеем».
http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m5/3/art.aspx?art_id=1252
Но вот какой фрагмент есть в романе поэта, прозаика, русско-немецкого учёного-литературоведа Алексея Макушинского, напечатанном в журнале «Знамя» (2015, № 3, 4) и чуть позже изданном отдельной книгой в издательстве «Эксмо» (автор прогуливается по Мюнхену с персонажем повести Пьером Воско):

«На обратном пути к машине зашли мы <…> в домик русского отшельника, батюшки Тимофея, к тому времени уже покойного, в построенную им часовенку – и другую часовенку, тоже построенную им из мусора и фольги: тайная мюнхенская достопримечательность, смешное, трогательное, нелепое место. Игрушки, бусы и куклы развешаны были на ветках яблонь, окружающих домик, сам домик походил на вросшую в землю мазанку, в часовнях был собран, казалось, весь набожный кич, который удалось отыскать в округе, все пухлявые ангелочки, все ласковые, лаковые мадонны, с голубками, с овечками. Все же это были две церковки, и настоящие иконы в них были тоже <…> Этот фантастический персонаж <…> появился в баварской столице в начале пятидесятых, повинуясь будто бы голосу свыше, распорядившемуся, чтобы он сюда пришёл из Вены, где то ли ему не понравилось, то ли его оттуда прогнали, и чтобы построил здесь церковь из развалин и на развалинах разбомбленного города; выдавал он себя за монаха, но был при этом женат на некоей Наташе, был вообще неизвестно кто, чудак и юродивый, простой крестьянин, по-видимому, выхваченный войной из России, тоже, следовательно, перемещенное лицо, таким необычным способом совладавший со своей перемещённостью, своей бесприютностью; на фотографиях и газетных вырезках, теперь развешанных в бывшей его хибарке, превращённой в музей, виден вполне классический русский старец, с лицом скорее суровым и недобрым, как часто бывает у православных, даже святых, с хитроватыми несмеющимися глазами. Его, разумеется, должны были выселить отсюда, когда превращали свалку в парк к Олимпиаде семьдесят второго года; всё-таки не выселили; газеты его поддерживали, окрестные жители подписывали письма в его защиту; Гюнтер Бениш, если верить местной легенде, согласился, после распитой с анахоретом бутылки водки, перенести ипподром, который должны были здесь построить, в другое какое-то место; полагаю все же, что бутылка водки относится к области благочестивых преданий. Мой отец встречался и разговаривал с этим человеком в семидесятые годы, рассказывал Pierre Vosco, и очень потом смеялся, возвратившись в Париж, показывая всем желающим фотографии этой идиллии на развалинах, этого клочка лубочно-луковичной России в восхитительном городе Виттельсбахов; особенно фольга на потолке часовни его умиляла; на всё это я мог только ответить, что и моя мама встречалась со святым человеком в восьмидесятые годы, когда была в Мюнхене, и что он показался ей скорее мошенником, чем отшельником; наверное, был он и тем, и другим одновременно, как это вообще нередко случается...»
Tags: Донской временник, литература
Subscribe

  • Квартал-сад

    Целый квартал по улице Пушкинской занимает комплекс двух- и трёхэтажных зданий с выразительными ризалитами (выступающими за основную линию фасада…

  • Из истории «Левого берега Дона»

    Популяризатор так называемого «Русского шансона», исследователь его истории Максим Кравчинский рассказывает об истории создания песни…

  • «Давай закурим, товарищ, по одной...»

    21 февраля 1943 года на сцене бывшего театра Сатиры в Москве состоялось первое выступление ленинградского джаз-оркестра под управлением Владимира…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments