?

Log in

No account? Create an account

ДОН

блог краеведов Донской государственной публичной библиотеки (Ростов-на-Дону)

Previous Entry Share Next Entry
Ещё о фильме «Тихий Дон»
Эмиль Сокольский
donvrem

Нам пишет из Москвы поэт Игорь Вишневецкий; письмо от 29 ноября:

Вернувшись в Москву из Донского края и занимаясь приведением разных дел в порядок включил (случайно) идущий по «России -1» «Тихий Дон». Режиссуру не обсуждаю, как и проблемный литературный первоисточник, тем более, что в первые 5 минут случайного просмотра смотрел только на картинку. И вот сходу же возникают два вопроса: где консультанты видели работающего в поле казака в штанах с лампасами, в рубахе с русским (точнее, с белорусским) орнаментом у ворота и притом в украинской плетёной шляпе? Так выряженный казак был бы оценён станичниками как шут гороховый, если не как сумасшедший. Второе: дома в зажиточном хозяйстве не кирпичные, а из чего-то ещё. Ладно сарай саманный – сойдёт, но дом-то? Кроме того дома все – вросшие в землю, с низкой посадкой. Кто-нибудь из консультантов данного чуднóго киноизделия бывал в настоящих донских станицах? А с циклами разливов реки Дон знаком? Я понимаю, что спросить у литераторов-уроженцев Дона, у кого в роду были и казаки (у Владислава Отрошенко или у меня, например, хотя мы не единственные), москвичам невозможно, нас ведь так трудно разыскать. Выключил, матерясь и плюясь, на сцене какой-то среднерусской крестьянской депрессухи, выдаваемой режиссёром за казачью свадьбу. Ну, и музыка – бесконечный концерт для фортепиано с оркестром – это, конечно, то, что день и ночь звучало внутреннему уху Григория Мелехова, кто бы сомневался. Зачем же Урсуляк всё-таки взялся за донских казаков, а?



  • 1
Носили шляпы. Лампасы тоже. Человек не в курсе

Работа художников по костюмам неплохая

Действительно, начиная с 20-х лет 20-го века казаки, в обыденку ходили кто с лампасами, кто – в простых штанах.
А в дореволюционное время казаки считались пребывающими на воинской службе в течение 15–30 (в разное время) лет. И давалась так называемая «льгота» — то есть возможность жить в своих станицах (пребывая в разрядах 1-й, 2-й и 3-й очереди), лишь в периодах между войнами и сборами. Бытовала поговорка: «Казак всю жизнь в походах, а дома мимоходом».
Отсюда и одежда: казаки не имели права носить гражданскую форму одежды нигде, кроме своей усадьбы. Только кокарда с фуражек на «льготе» снималась.
Кстати, и офицеры Императорской армии не имели права снимать мундира в быту.
Замечаний по костюмам, используемым в фильме, специалисты не высказывали.

Эмиль, специально залогинился, чтобы написать от себя лично. Комментаторы очевидно полагают, что русская (точнее -- белорусская) крестьянская рубаха с типично украинской плетёной шляпой на дореволюционном казаке -- норма. И это можно носить со штанами с лампасами. Ну-ну... И это при том, что первый вопрос в детстве от старых казаков был: "Ты казак или русский?" (Про украинцев даже не упоминаю).

Мой дед Николай Матвеевич Гавринёв (х. Казансколопатинский станицы Казанской) всё лето ходил в соломенной шляпе. Такую же носил мой дядя Егор Иванович Дронов и многие казаки хутора. По-казачьи бриль называлась. Типичная украинская шляпа — круглая в верхней части и со средними по размеру полями. А как же ещё? Казаки принесли из российских губерний многие элементы одежды.
Конечно, были и татарские мотивы, и кавказские. Например, терские казаки много переняли элементов одежды народов Кавказа.
Но в верховских станицах Дона бытовая одежда во многом походила на русскую.
Конечно, можно понять ВИКИПЕДИЮ: «Казачья одежда создалась путем развития традиций и местных художественных вкусов предшествующих степных народов, преимущественно татар». За такие опусы нынешние некоторые исследователи получают немалые гранты.
Но всё проходит. Пройдёт и это.

  • 1