?

Log in

No account? Create an account

ДОН

блог краеведов Донской государственной публичной библиотеки (Ростов-на-Дону)

Previous Entry Share Next Entry
Архитектор Баринов и Театр имени М. Горького
олень
donvrem
Среди архитекторов Ростова-на-Дону довоенной и послевоенной поры ХХ века имя Виктора Васильевича Баринова всегда упоминали с уважением, высоко оценивали его художественный вкус и творческую манеру.
Без него не обходились творческие коллективы, занимавшиеся значимыми для города сооружениями, в числе которых – Театр имени М. Горького, Дом Советов и его площадь, здание городской думы и управы (послевоенное восстановление), Высшая партийная школа... Он был из тех специалистов, которых всегда приглашали в соавторы видные архитекторы Ростова 1930–1950-х годов – Г. А. Петров, Л. Ф. Эберг, Я. А. Ребайн.
Остановимся на одном эпизоде из жизни Виктора Баринова, связанном со знаменитым зданием Театра имени М. Горького.
С 1933 года он становится членом Ростовского областного отделения Союза Советских архитекторов и членом архитектурного фонда. Именно в это время в Ростове ведётся строительство грандиозного драматического театра, который сформировал площадь между бывшей Нахичеванью и Ростовом. В автобиографии Баринов упоминает, что был привлечён Л. Ф. Эбергом к проектированию интерьеров. Впоследствии в книге о строительстве театра называются архитекторы, занимавшиеся интерьерами и отделкой: отец и сын Эберги, И. И. Сербинов, В. В. Баринов. Поскольку первоначальные интерьеры сохранились лишь на фотографиях, стоит напомнить о новаторском подходе зодчих к оформлению грандиозного зала, просторных вестибюлей и лестничных холлов, двухсветных просторных фойе, кулуаров, репетиционных комнат. Это был период, когда на смену лаконичных конструктивистских решений приходили сдержанные формы и приёмы советской неоклассики.
Западный сквер, примыкающий к театру и композиционно подчинённый ему, оформлялся в том же стиле. Северной стороной, где располагался водный каскад, сквер соединялся с Парком Октябрьской революции.
Автором планировки сквера и эскизного проекта фонтана в его центре был Виктор Баринов. В ходе сооружения фонтана его архитектурные формы и скульптурные компоненты изменились. Автором атлантов, несущих чашу с водными струями, принято считать Евгения Вучетича, хотя, по ряду свидетельств, в этом принимал участие и Баринов.
Подробнее о жизни и деятельности В. В. Баринова см. статью Л. Волошиновой "Архитектор Виктор Баринов и его время".