donvrem (donvrem) wrote,
donvrem
donvrem

Шестидесятники в Ростове 1960-х

aksenov15 мая 2012 года в кинозале Донской государственной публичной библиотеки состоялась творческая встреча с писателем Владимиром Николаевичем Войновичем. Несмотря на явные признаки простуды, писатель читал рассказы и стихи, отвечал на вопросы собравшихся. Но был вопрос, на который писатель не смог ответить – о встрече со студентами в Ростове осенью 1968 года, в канун 50-летнего юбилея ВЛКСМ. Не смог ответить не потому, что не хотел, а потому, что не был в Ростове в указанное время –  были другие писатели.
Ответ на этот вопрос можно найти в автобиографическом романе «Таинственная страсть» Василия Аксёнова, вышедшем в свет уже после смерти писателя. Роман написан в духе романа-загадки Валентина Катаева «Алмазный мой венец».
Главное действующее лицо «Таинственной страсти» - не люди, которых принято называть шестидесятниками, и не события, которые в нём описаны, а время и настроение – переход от некоторой свободы к постепенному закручиванию гаек. Всеобщее ожидание, что вот-вот что-то важное (хорошее или необратимое) должно произойти. Уверенность, что то, что ты делаешь, напрямую влияет на твой завтрашний день, на то, жителем какой страны ты вскоре окажешься.
Герои «Таинственной страсти» - реальные люди, чья молодость пришлась на 60-е, и хотя в книге они под псевдонимами, имена легко угадываются – Ян Тушинский - Евтушенко, Антон Андреотис - Вознесенский, Нэлла Аххо - Ахмадулина, Кукуш Октава - Окуджава, Влад Вертикалов - Высоцкий и др. Сам Аксёнов (Ваксон) в предисловии к роману пишет: «Автор смеет сказать, что он вовсе не старался прикрыться этими живыми масками от возможных нападок, а только лишь норовил расширить границы жанра. Дать больше воздуха».
А потому, мы можем точно сказать, что в осенью 1968 года в Ростов приезжали Булат Шалвович Окуджава и Василий Павлович Аксёнов.
Итак, вот как это событие описано в романе «Таинственная страсть»:
1968, ноябрь
Карузо

В ноябре все того же «катастрофного» года Кукуш и Baксон оказались в Ростове-на-Дону. В предвечерний час прогуливались там по центральному бульвару. Кое-какие, пусть жалкие, следы остались там в архитектуре от буржуазного богатства. Ну, ранний модерн, конечно, с его извивами. От комсомольской утопии конструктивизма тоже осталось два-три памятника; ну, например, фисташкового цвета отель, где они остановились, похожий боками на элеватор зерна.
Прогуливаясь, столичные гости не замечали большого разночтения со столицей...

Читать дальше на сайте "Донской временник"
Tags: 1960-е, Ростов-на-Дону, писатели
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments