donvrem (donvrem) wrote,
donvrem
donvrem

Categories:

Святая келья

До подворья местночтимого святого – старца Павла Таганрогского, – где он прожил последние годы, от старинных торговых рядов и чеховского скверика совсем недалеко: минут 15 неторопливого ходу.
Из жития: «Старец Павел занимал дом из нескольких комнат. Келия вся была уставлена св. иконами, пред которыми стояла деревянная скамейка, а на ней стояли кувшины, наполненные песком, куда были вправлены большие ставники (свечи), горевшие день и ночь, горели пред иконами также и лампады. Около остальных стен келии стояли кадки, горшки, корзины и мешки, наполненные хлебом, бубликами, маслинами, черносливами, лимонами, мёдом и проч.; на стенах висели сумки с просфорами. Около одной из стен стояла скамья, ничем не покрытая, служившая старцу вместо постели».
После смерти старца (в 1879-м) подворье выкупила баронесса Елизавета Таубе, оформив его на послушницу Иулианию Лысогорскую; но потом баронесса вместе с ней переехала в Гатчину; отписав келью Марии Величко, хранительнице заветов блаженного Павла. 75-летнюю старицу в 1927-м вместе с другими послушницами арестовали и выслали за пределы Северного Кавказа на три года за «вымогательство» (торговлю «лечебной» землёй с могилы старца Павла). Умерла Мария-игуменья в Таганроге во время оккупации; как писал местный краевед, немцы устроили ей пышные похороны.
А кто такая Иулиания, по-церковному Лысогорская? Скорее всего, она из Лысогорки, что км в 70-ти от Таганрога: там, напротив села, прямо над самой рекой возвышается меловая гора,. Рассказывают: несколько веков назад её заприметил монах-отшельник и устроил келью. Возможно, так оно и было, только когда в XVIII веке в эти места пришли первопоселенцы, никакого монаха не было. Но углубление в горе, очертаниями похожее на келью, хорошо просматривается!
После смерти старицы Марии подворье старца Павла передавалось по наследству между членами общины. К 1990-м годам здесь жило восемь совладельцев, «общиной» подворье не значилось, благодаря чему, видимо, и не было конфисковано властью. Эти люди и сохранили домик. Восстанавливаться в первоначальном виде он начал с 2014 года.
Теперь о скамье, застеленной старым ковриком, о которой сказано в житии, и об исцелениях. На скамью каждый пришедший ложится спиной, закрывает глаза, мысленно разговаривает с о.Павлом (старец склонен помогать в простых житейских делах). Не один человек уже рассказывал, что после пятиминутного «отдыха» на скамье у него несколько часов крутило спину; а одна девушка от этого не спала всю ночь – а наутро почувствовала себя заново родившейся («Будто вся грязь из меня вышла!»). Придумать такое невозможно – тем более что люди те не отличались глубиной веры: пришли сюда, в глубину тихих переулков, просто посмотреть на святое место, на историческую достопримечательность. Что же касается исполнения желаний о.Павлом – ну, это по вере, по чистоте души и сердца!





Tags: Таганрог, храмы
Subscribe

  • Фёдор Крюков: трагедия судьбы

    История русской литературы не знает более трагической судьбы, чем судьба Ф. Д. Крюкова. Сегодня очевидно: нет у него и точного захоронения, –…

  • Немецкие колонии в Тарасовском районе

    На региональной топографической карте до настоящего времени сохранились в ближайших окрестностях двух поселений Тарасовского района Ростовской…

  • Ростов: время нэпа

    Буржуазия встретила речь Ленина о продналоге как свидетельство банкротства коммунизма. Живший в одном с нами доме мануфактурист Минкин говорил:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments