donvrem (donvrem) wrote,
donvrem
donvrem

Categories:

Библиотека Евлампия Кательникова

Традиция книжной культуры на Дону имеет длительную историю, уходящую своими корнями в эпоху позднего средневековья. Для казачества как военно-исторической общности толчком к развитию литературы и исторической мысли стала героическая борьба за Азов 1637–1642 годов, после которой появилась серия повестей азовского цикла. О потребности в богослужебной литературе свидетельствуют постоянные просьбы казаков о присылке этих книг из России, которые в XVII веке Войско Донское часто направляло в Москву. С началом новой русской истории, особенно со времени Петра I, стала возникать необходимость светской книжности и светского образования.
В начале XIX века в стране сложилась просвещённая, весьма авторитетная среда. Начинала она формироваться не только в столице, но и на местах, в том числе на такой самобытной окраине России, как Земля войска Донского.
Среди образованных казаков выделялся знаниями и масштабом личности есаул Евлампий Никифорович Кательников. В литературе, ему посвящённой, он главным образом представлен как предводитель секты духоносцев на Дону. В последнее время большое внимание уделялось и его историческому труду «Исторические сведения Войска Донского о Верхне-Курмоярской станице, составленной из сказаний старожилов и собственных примечаний, 1818 года декабря 31 дня, Евлампия Кательникова», – выдержавшему во второй половине XIX века три издания и удостоенному высокой оценки историков.
Николай Александрович Мининков, доктор исторических наук, профессор ЮФУ, на архивных материалах раскрывает историю и содержание личной библиотеки Евлампия Кательникова.
СнимокСнимок1
Tags: Донской временник, деятели науки, донские казаки, книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments