donvrem (donvrem) wrote,
donvrem
donvrem

Category:

Подробней о Николае Дубовском

#Донсовсехсторон
Рыбак, занятый своим обычным делом, вдруг отвлёкся и с восхищением засмотрелся на радугу, – как не понять его эмоции! Эта картина, которой, среди прочих, всегда любуешься как в первый раз на втором этаже новочеркасского Музея донского казачества, очень напоминает Таганрогский залив Азовского моря. Да только вряд ли оно так; а вот «Мишкина балка», написанная в 1885 году, – это уж точно наше, родное: урочище в трёх верстах от столицы донского казачества.
Николай Никанорович Дубовской, художник из младшего поколения передвижников, родился в доме казака-сотника (в современном понятии – лейтенанта), в типичном донском курене, только устроенном по-городскому: нижний этаж каменный, второй – деревянный, с резными наличниками и карнизом. Галерея с трёх сторон, веранда, обращённая к саду, ставни… Любил мальчик забираться на крышу, откуда открывался вид на долину реки Тузлов и бесконечные степи, но рисовал – облака. (Интересная параллель: спустя много лет он по заказу земляков напишет известнейшее полотно «Туча надвигается»). Подростком его определили в Киевскую военную гимназию (там преподавал дядя, Аркадий Андреевич); домой юноша приезжал только летом. Но военная карьера Дубовского не привлекла, и как стипендиат Войска Донского в 1877 году он поступил вольнослушателем в Императорскую Академию Художеств (мастерская пейзажной живописи М. К. Клодта).
О родном Новочеркасске Дубовской помнил всегда: принимал участие в создании «Общества донских художников», присылал на городские выставки свои работы. Дом, в котором жила его семья, ещё в 1892 году был продан: мать и две сестры уехали из города, и художник, редко навешавший Новочеркасск, останавливался либо у брата Евгения на Скородумовской (ныне Просвещения) – бок о бок с домиком Митрофана Грекова, – либо у племянника Валентина Евгеньевича на Мариинской (ныне Дубовского).
А в декабре 1913 года (Дубовскому тогда было сорок четыре) он отправил письмо в Новочеркасскую управу письмо, в котором предлагал городу и собственные картины, и коллекцию картин своих соратников: Шишкина, Ярошенко, Васнецова, Поленова, Владимира Маковского (его работ – особенно много), Мясоедова, Касаткина и других, – с оговоркой: я всё это передам «только после того, как будет…закончено в своей постройке здание Донского художественного музея».
Идея создать в городе музей и художественную школу принадлежала Дубовскому и другому известному на Дону художнику – пейзажисту Ивану Ивановичу Крылову, тоже готовому передать в него свои картины и этюды. Два года Николай Никанорович добивался от городских властей, чтобы они выделили специальное здание; даже подготовил устав музея!
Участок для строительства определили; племянник художника Валентин Евгеньевич Дубовской – главный архитектор Новочеркасска – выразил готовность составить проект дома безвозмездно (кстати, в Москве можно видеть немало его зданий в стиле модерн). Но грянули Первая мировая, революция, гражданская… А в начале 1918-го Николай Никанорович умер в Петрограде от паралича сердца.
Волю его так и не выполнили. Коллекцию, которая хранилась в Русском музее, доставили в город в 1946-м; её принял Музей донского казачества. И почти всю спрятал в запасниках: картины развешивать негде.
Дубовской, не принявший модернистских течений и лишь немного позволивший себе проявить симпатию к импрессионизму, был верен своей собственной правде восприятия пейзажа, и это здорово. Только ситуация в Новочеркасске сложилась таким образом, что самая большая в стране коллекция его работ долгое время была неизвестна. Положение спасло создание музея в здании Атаманского дворца (до 2001 года его занимала администрация города) – филиала музея истории Донского казачества: появилась возможность развернуть постоянно действующую выставку.
Осталось разобраться с улицей Дубовского. С какой это радости Мариинскую, а после революции – Коммунальную – назвали именем Дубовского? Логика проста: дом, где родился художник, всё-таки в стороне от центра (это по меркам Новочеркасска – «в стороне»; а по меркам мегаполиса – в двух шагах), Коммунальная же – в самом центре, и к тому же есть уважительная причина: здесь ведь жил племянник Валентин Евгеньевич Дубовской, предоставлявший приют своему дяде. Мало того: мемориальную доску к 100-летию художника укрепили на доме, принадлежавшем его брату; и только спустя восемь лет переставили туда, где она должна находиться.
…Тихий, непарадный квартал Новочеркасска – Воспитательная улица (ныне Фрунзе) – прилегает к тузловским склонам и тянется параллельно проспекту Ермака, нацеленному на Войсковой собор. Здесь – своего рода архитектурный заповедник: скромные, но изящные кирпичные дома в стиле эклектики и модерна, затемнённые ветвями старых деревьев. И вот среди них – невзрачное серое гладкостенное здание, возведённое по принципу донского куреня: с «низами», отмеченными ставенками. Это и есть дом, где родился Николай Никанорович. То есть… почти тот самый дом. Дело в том, что в зиму 1951–1952 года в нём случился пожар. В результате частичной реконструкции и ремонта, которые проводились силами четырёх живших в нём семей, изменился главный фасад, исчезла деревянная резьба.
Единственное украшение – узорный металлический навес над входом.
Больше фото: http://www.dspl.ru/blog/don-so-vsekh-storon/mir-iskusstva/dom-gde-rodilsya-khudozhnik/

Tags: #Донсовсехсторон, ДГПБ, Новочеркасск, художники
Subscribe

  • Детстсво в станице Николаевской

    О своих воспоминаниях о детстве и юности, проведённых в донской станице Николаевской, рассказывает сотрудник Донской государственной публичной…

  • Литературный «Одуванчик»

    В своём Фейсбуке вспоминает главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин. «Получил сегодня приглашение вступить в…

  • Одежда без поблажек

    И последний пост, в котором мы знакомимся с фрагментами поступившей в нашу библиотеку книги Ирины Манкевич «Чехов и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments