donvrem (donvrem) wrote,
donvrem
donvrem

Category:

Станица в заливных лугах

#Донсовсехсторон

В станице Ольгинской, что неподалёку от Ростова, за Доном, я побывал ещё будучи старшеклассником в многоснежную морозную зиму: всего-то захотелось посмотреть, как выглядит этот населённый пункт. Автобус был проходящий: через Ольгинскую направлялся в хутор Нижнеподпольный, расположенный близ станицы. Мы с приятелем вышли, и пока раздумывали: в какую сторону идти, наблюдали странную картину. Бодрый парень в меховой куртке, вышедший вместе с нами, обошёл автобус спереди; его лицо появилось в боковом окошке водителя – и в то же мгновение пропало. Водитель ждал; даже руки на руле сложил. Лицо не появлялось. Мы заинтересовались, в чём же там дело, и прошли чуть в сторону, чтобы расширить обзор. Картина прояснилась. Итак, теперь с самого начала.
Парень обошёл автобус спереди, приблизился к окошку, желая что-то спросить у водителя, – и тут же поскользнулся на ледяной, отполированной машинами дороге. Мало того что он старался встать – он старался это сделать быстро: вопрос задать не успел, водитель ждал. Парень суетливо извивался на льду, руки и ноги нещадно скользили, два раза он поднимался, но, не успев распрямиться, снова падал, словно пародируя комиков немого кино. Признав, наконец, себя в этом отношении несостоятельным, он с какой-то злой демонстративностью лёг на спину, вытянул ноги и хрипло проорал водителю, нарочито выделяя каждое слово:
– Скажите пожалуйста, во сколько вы поедете обратно?!
Как выяснилось, он приехал в Ольгинскую по какому-то делу и намеревался вернуться в Ростов обратным рейсом этого же автобуса. Мы осторожно помогли ему встать и спросили: а куда тут можно пойти? где тут центр? «Да нет тут никакого центра! Вот она, вся Ольгинская, вдоль дороги, ничего здесь интересного нет!»
И действительно, мы ничего интересного здесь тогда не нашли – потому что не умели ещё как следует искать и вообще не поинтересовались заранее историей станицы. А незнающему мало что открывается…
Станица Ольгинская возникла благодаря почтовому тракту, который проходил от Аксайской переправы на Кавказ через безлюдные Сальские степи. В это же время – в 1809 году – по указу императора Александра I были основаны Кагальницкая, Мечётинская и Егорлыкская, ныне лежащие вдоль трассы Ростов – Элиста. Расположенная близ речки Сухой Махин, близ хутора Махина (в XVII веке – Махин городок, стан казаков, участвовавших в Азовском сидении), она сперва именовалась Новомахинской, потом – просто Махинской. Сюда переселилось сначала около шестидесяти семей казаков из донских станиц и семьи малороссиян, поступивших в казачье сословие.
11 июля 1846 года, в день венчания великой княгини Ольги, наказной атаман войска Донского генерал М. Г. Власов предложил придел в строящемся здесь храме освятить во имя святой благоверной и Великой княгини Ольги – да переименовать станицу в Ольгинскую.
От станицы Аксайской, где в то время работала переправа через Дон, до Ольгинской добраться было непросто, если случался весенний паводок. Требовалось возвести дамбу длиной около восьми вёрст! В 1846-м за неё и принялись – на что ушло девять лет.
По дамбе и поныне проходит проезжая дорога, к которой прильнула станица. Пространство между Ольгинской и Доном – заливные луга; к ним выходят станичные улицы.
В личной беседе краевед из станицы Дубовской Валерий Дронов напомнил, что именно Ольгинская – место, где начинался трёхмесячный Степной поход, в котором участвовало шестнадцать партизанских соединений. К слову, среди воинов был есаул Николай Туроверов, известный поэт.
В январе–феврале 1918 года красноармейские части продвигались с севера к Новочеркасску и Ростову, вытесняя белых. Под натиском тем пришлось оставить Дон. Казачьи отряды разошлись в разные стороны: одни отправились к Екатеринодару, другие — в Сальские степи, образовав добровольческий отряд во главе с генералом Петром Харитоновичем Поповым.
Генерал забрал войсковые ценности, часть золотого запаса, имущество интендантских складов и увёл казаков из Новочеркасска в станицу Ольгинскую, а затем в Сальские степи. Атаман знал, что рано или поздно казаки восстанут против новой власти. Задача этого Похода заключалась в том, чтобы сохранить до весны боеспособное ядро.
Отряды прошли маршрутом Великокняжеская – Бурульская – Эркетинская – Андреевская и переправились через Дон в районе станицы Нижне-Курмояской.
На донском правобережье Попов провёл организацию разросшихся сил, направил своих бойцов и остатки кадровых полков от станицы Нижне-Курмоярской к Новочеркасску, где отряд присоединился к Донской Армии. Может быть, когда-нибудь в Ольгинской будет воздвигнут памятный знак, посвящённый Походу?..
К слову о памятниках. Близ станичной трёхэтажной школы есть памятник погибшим воинам; на нём мы видим доску, на которой высечено: «Герой Советского Союза Примаков Павел Петрович». Родился он 10 октября 1915 года здесь, в Ольгинской. На фронте – с июня 42-го: старшиной роты 325-го стрелкового полка 14-й стрелковой дивизии. Осенью 44-го участвовал в Петсамо-Киркенесской наступательной операции (Карельский фронт и Северный флот). Взвод пешей разведки Примакова получил задание: с ротой автоматчиков переправиться через залив Бекфьорд (Норвегия), захватить высоту и создать плацдарм для переправы. Разведчики отбили контратаки фашистов и обеспечили переправу всего стрелкового полка.
После войны Павел Петрович жил в Ростов-на-Дону, работал в военизированной охране; умер 24 марта 1998 года.
Доехать до Ольгинской общественным транспортом легко: ходят автобусы от Старого автовокзала и из города Аксай. Станица растянулась вдоль оживлённой автодороги; осталось ли что в ней из старины? На первый взгляд –  вполне типичный современный одноэтажный посёлок с садовыми улицами-переулками. Однако если приглядеться, пройдя станицу из конца в конец, можно увидеть несколько скромных куреней, и один – очень даже выразительный, который можно смело приравнять в памятникам жилой архитектуры XIX века. К сожалению, он доживает, видимо, последние годы.
Первую деревянную Успенскую церковь в станице построили в 1810–1812 году; в ней хранился напрестольный крест, серебряный и позолоченный, с надписью на оборотной стороне: «Подан графом Матвеем Ивановичем Платовым 1 октября 1817 года». В 1855 году в станице появилась новая, трёхпрестольная Успенская церковь. А в 1902 году – каменный трехпрестольный пятикупольный храм.
Новый храм с пятью куполами, третий в станице, возвели в 1902 году взамен прежнего, разобранного по ветхости. Его разрушили, когда немцы подходили к Ростову. Из-за паводка необходимо было устроить переправу для наших войск, и командование распорядилось: взорвать храм, а кирпич использовать для укрепления дороги. Так вспоминают очевидцы, хотя это странно: много ли для укрепления дороги возьмёшь материала с единственного здания?..
Территория бывшего храма стала футбольным полем. В 1996 году местная администрация передала станичному приходу каменный одноэтажный дом репрессированных казаков Рабоченковых, где и проходили богослужения, пока в 2014 году не вырос в станице основной корпус новой, кирпичной церкви, освящённой во имя святой равноапостольной Ольги. Блестящая золотыми куполами, она хорошо видна с автодороги. Иконостас из мрамора представляет собой точную копию старого (три сохранившихся обломка прежнего иконостаса поместили рядом, в уголке). Благоустройство идёт медленно: оно полностью зависит от доброй воли спонсоров.
При церкви действует воскресная школа, и как приятно зайти на церковный двор, где много пространства отведено детям! Кроме того, на паперти висит объявление: «С 17.07.2017 года для воспитанников воскресной школы будет работать детский лагерь дневного пребывания».
Вообще, Ольгинская – станица довольно многолюдная, жизнь здесь кипит: в ней две школы (и ещё есть школа в ближнем хуторе Нижнеподпольном), дошкольные учреждения «Колокольчик» и «Светлячок» и двухэтажная музыкальная школа (здание возведено в 1897 году) – последняя в весенне-летнее время едва выглядывает из скверика, украшенного цветниками.
И пожалуй, к достопримечательностям станицы можно отнести заливные луга, где в конце мая и начале июля – раздолье душистому горошку!
Больше фото см.: http://www.dspl.ru/blog/don-so-vsekh-storon/puteshestviya-po-rodnomu-krayu/sredi-zalivnykh-lugov/

Tags: #Донсовсехсторон, Аксайский район, ДГПБ, путешествия
Subscribe

  • Фёдор Крюков: трагедия судьбы

    История русской литературы не знает более трагической судьбы, чем судьба Ф. Д. Крюкова. Сегодня очевидно: нет у него и точного захоронения, –…

  • Немецкие колонии в Тарасовском районе

    На региональной топографической карте до настоящего времени сохранились в ближайших окрестностях двух поселений Тарасовского района Ростовской…

  • Ростов: время нэпа

    Буржуазия встретила речь Ленина о продналоге как свидетельство банкротства коммунизма. Живший в одном с нами доме мануфактурист Минкин говорил:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments