donvrem (donvrem) wrote,
donvrem
donvrem

Category:

Неоконченный канал

#Донсовсехсторон
Когда поезд останавливается на станции Петров Вал, уж не знаешь – радоваться ли тому, что можно выйти на воздух и вдоволь побродить по перрону да посмотреть на памятник-паровоз времён Великой Отечественной войны, что стоит на привокзальной площади? Или досадовать: да когда уже мы, наконец, поедем, сколько можно стоять?.. А стоять приходится долго: станция – узловая. От нечего делать и чтобы себя развлечь, начнёшь вспоминать: как она возникла и почему у городка Камышинского района Волгоградской области, примыкающего к железной дороге, такое название?
Первые жилища, административные и хозяйственные помещения представляли собой землянки: шёл 1942 год, строился путь от станции Иловля до Свияжска (станция в Татарской ССР) – необходимо было обеспечивать техникой и продовольствием войска, сражавшиеся на сталинградском направлении, – для чего сюда спешно переправлялись рельсы с некоторых участков БАМа. И только в конце сороковых началось строительство кирпичных зданий. Статус города Петров Вал, в котором ныне чуть более десятка тысяч жителей, получил только в 1988 году.
Если бы поезд стоял здесь поболее получаса – ну, хотя бы час, – можно было бы не торопясь выйти в город, тем более что и смотреть-то особо нечего: оживлённый рынок у начала центрального бульвара, памятник Петру I и сплошь частный сектор. Но для любителя исторических «воспоминаний» есть кое-что и значительное: стоит от станции пройти каких-то пятнадцать минут в конец одноэтажной улицы до переезда, как окажешься поистине в уникальном историческом месте. Здесь рождался Волго-Донской канал!
Направляясь летом 1695 года со своим войском на Азов, Пётр I обратил внимание, что исток Камышинки, «волжской» реки, всего верстах в пяти от истока «донской» Иловли. И его осенило: соединить Волгу с Доном, Каспийское море с Чёрным в условиях затяжной войны с Турцией было бы весьма кстати. Осенью следующего года на «сидении» с боярами решение утвердили, и вскоре проект одобрила французская Академия наук.
К земляным работам, которые велись в составе тридцати пяти тысяч человек под началом астраханского губернатора князя Бориса Алексеевича Голицына, приступили весной, и когда готово было четыре километра канала, установили шлюз. То, что случилось далее, главного инженера Иоганна Брекеля заставило содрогнуться. Лишь пустили воду, как шлюз сорвало, и она хлынула под запертые ворота… Не теряя времени, Брекель бежал за границу, откуда, стараясь соблюсти достоинство, написал государю: во всём виноват князь Голицын. Был недоброжелателен, чинил препятствия…
Новый проект составлял английский инженер Джон Перри, который в своей работе 1716 года «Состояние России при нынешнем царе» так обрисовывал ситуацию: «Работа эта… была начата неким Немцем, Полковником Брекелем (Breckell); он был Полковником в Царской армии и считался очень хорошим инженером по части укреплений; но мало смысля дело, которое взял на себя, так неосновательно начертил план канала, что первый устроенный шлюз сорвало, то есть он подался в основании и под запертыми воротами вода свободно протекла».
Три года Перри вёл работы, три года безответно требовал увеличить количество людей, материалов… Удалось прорыть два канала. Однако в 1701 году, из-за нужды в деньгах на войну со шведами, строительную деятельность велено было прекратить.
О замысле Петра всё-таки много позже вспомнила Российская Академия наук. Междуречьем Камышинки – Иловли в течение трёх лет занимались астроном Георг Ловиц и его помощник Пётр Иноходцев. В 1774 году Ловиц был схвачен войском Пугачёва и повешен; Иноходцеву едва удалось спастись. Обследования прекратились – на сей раз окончательно.
Будучи в Камышине, я не удержался от соблазна проехать в Петров Вал и взглянуть на остатки петровских каналов. Улица, тянувшаяся вдоль путей, окончилась у переезда. Тут-то и выросла цепь невысоких глинистых бугров, обрывавшаяся у железной дороги (срыли при строительстве). Вблизи бугры оказались двумя рядами валов, поросших бледно-седой полынью, с тропинками по вершинам. Пространство между валами занимала голая впадина в виде бесконечной длины корыта. Ровные склоны, ровное дно; зрелище, странное в своей бесцельности… Будто ещё с полгода назад здесь проходил полноводный поток, после чего таинственно высох, и вот-вот снова побежит безостановочным приливом: всё для этого добротно подготовлено…Но безликое скопление домиков вдали, прозаичное железнодорожное депо, сорняки и полынь по склонам, пара коров на дне канала были спокойны в своей уверенности: стихий не ожидается.
Ещё одно фото (валы)  – в источнике:
http://www.dspl.ru/blog/don-so-vsekh-storon/chelovek-v-istorii/petrov-val/

Tags: #Донсовсехсторон, ДГПБ, история, путешествия
Subscribe

  • Мемориал в Черюмкине

    В прошлом году в хуторе Черюмкин, что за донским левобережьем, близ станицы Ольгинской, реконструировали появившийся в советское время памятник…

  • Новые казачьи домики

    Э ти два дома, столь приветливые, почти живые, стоят в хуторе Черюмкин. Скорее всего, они возведены уже во советское время – что не мешает им…

  • Старый Черюмкин

    Близ Старого автовокзала в Ростове есть остановочная площадка, откуда отправляются автобусы в хутор Черюмкин: они проезжают через станицу Ольгинскую…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments