donvrem (donvrem) wrote,
donvrem
donvrem

Category:

ДОН: от Рождества до Крещения

Особо любимыми на Дону, как и на всей Руси, были Рождественские праздники. Праздновали их красочно и ярко. К достойному празднованию Рождества верующие готовились 40–дневным постом, известным под названием Рождественского или Филиппова. Канун праздника назывался Сочельником, так как по церковному уставу в этот день полагалось употреблять сочиво. Сочиво варили из пшеницы, гороха, риса. Приправляли орехами, маком, изюмом, медом и пряностями. Зерно, согласно традициям, является символом воскресающей жизни, а сладкая приправа сулит сладость будущей блаженной жизни.
Ночью, с первым ударом к заутрене, вставала вся казачья семья. Хозяйки топили печь, и все спешили в церковь на службу. Но еще раньше уходили из дома  дети славить Христа. Они ходили по домам и пели «Христос рождается». Не принять «христославщиков» было большим грехом, все равно, что не принять ангелов.
А вечером в первый день праздника колядовали. Колядовщиков одаривали пирогами, конфетами, деньгами. Их принимали только до восхода солнца. Все собранное сносили в курень, и там в течение праздника устраивали посиделки с музыкой, играми, плясками.
Накануне «Старого Нового года», тринадцатого января – щедрый вечер. В этот вечер варили вареники и ходили щедровать, а с полуночи до петухов гадали. Вареники чаще всего делали с творогом, но несколько штук готовили с мукой, солью, монеткой, или оставляли пустым. Достанется вареник начиненный мукой – жизнь будет богатой, но тяжелой, солью – горькая, пустой вареник – пустая жизнь, с монеткой – счастливая и долгая.

Заканчивались святочные дни праздником Крещения Господня или Богоявлением. В этот день, также как и в Рождественский сочельник, не ели до первой звезды. После появления на небе первой звездочки, ели только лишь кутью, потому-то она и получила название «голодная». В память тому, что Спаситель своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает два великих водосвятия. Первое накануне праздника в храме. Второе совершали в самый праздник под открытым небом, на прудах и реках. Шествие для освящения воды в водоемах называлось «крестным ходом на Иорданъ». На Дону, во льду прорубали крест, в центре которого делали отверстие, куда забивали чоп. Когда священник завершал молебен, чоп вынимали, и под давлением собравшихся людей, вода била фонтаном. Ею умывались и наполняли емкости. Некоторое из прихожан купались в проруби. Считалось, что тот, кто искупается в проруби, в ледяной воде на праздник, будет весь год здоровым.
К рождественским праздникам готовились тщательно и заблаговременно. Обязательным украшением дома была елка, чья вечная зелень символизировала обновляющуюся жизнь. В эти дни ходили друг к другу в гости, и каждая хозяйка старалась удивить гостей разнообразием блюд. Главным блюдом на столе был рождественский поросенок или гусь. На стол также подавали окорок, домашнюю колбасу, студень. Хозяйки пекли огромное количество пирогов с мясом, рыбой, творогом, повидлом и другими начинками.
В Донской государственной публичной библиотеке открылась выставка «Рождественский калейдоскоп». На выставке представлены книги и статьи, посвященные традиционным зимним праздникам:
Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII–XX вв. – Ростов-на-Дону, 2002.
Донской народный костюм: О создании сценического костюма      на основе донской народной одежды. - Ростов н/Д, 1986.
Казаки: История, нравы  и обычаи, расселение, боевое искусство, войны и восстания / под ред. Б.А. Алмазова. - СПб, 1999.
Казачий Дон: очерки истории и культуры : / В.П. Водолацкий, А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджьян ; [под ред. А.П. Скорика]. - Ростов-на-Дону : Терра, 2005
Новак Л. А., Фрадкина Н. Г. Казачий курень. -  Ростов н/Д, 1973.
Новак Л. А., Фрадкина Н. Г. Как у нас-то было на Тихом Дону. - Ростов н/Д, 1985.
Обряды и праздники на Дону. - Ростов н/Д, 1979.
Обычаи, обряды и язык донских казаков // Донские казаки в XX  веке. – Ростов-на-Дону, 2006.
Сухоруков В. Историческое описание  Земли Войска Донского / вступ. ст. Н. С. Коршикова, В. Н. Королева. - Ростов-на-Дону, 2001.
Традиционные праздники народов Дона // Народы Дона. – Ростов-на-Дону, 2011. – С. 147-151.

Tags: донские казаки, книги
Subscribe

  • Священник Илия Попов

    Илия Попов, последний представитель донской казачьей церковно-священнической династии, родился 20 июля (1 августа по новому стилю) 1871 года в…

  • Отдых на каньоне

    #Донсовсехсторон Всего минут пятнадцать-двадцать ходу от железнодорожной станции «Сулин», и будет каньон, – так называют длинный,…

  • Цимлянская «Чайка»

    #Донсовсехсторон На сайте администрации Цимлянского района говорится о турбазе «Чайка» (от старого центра пешком минут 10–15):…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments