?

Log in

No account? Create an account

ДОН

блог краеведов Донской государственной публичной библиотеки (Ростов-на-Дону)

Краснодворск, сосед Черкасска
Эмиль Сокольский
donvrem
Хуторе Краснодворск находится близ Старочеркасской Только Краснодворск не у Дона, а в займище (так называются периодически заливаемые речным разливом луговые пространства). Нужно проехать Старочеркасскую стороной и свернуть налево. До Краснодворска – 7 км.
В документах о хуторе говорится так: находится между речками Василевой и Караичем (надо полагать, имеются в виду небольшие ручьи, потому что никаких рек в том обширном займище нет: только травяные луга, озерца и болотца). В 1751 году здесь стола загородная дача атамана Данилы Ефремова «Красный Двор»: двухэтажный дом с пристройками и сад. Спустя шесть лет помещик Ефремов выселил отсюда своих крестьян, и на это место пришло несколько казачьих семей.
«Донские ведомости» за 1907 год сообщают, что с весны в Краснодворске наблюдалось нашествие водяных крыс, главное пристанище которых – задонское займище, где, на бугорках хуторяне устроили себе огородики, и вот эти самые водяные крысы пожирают хозяйские овощи.
Вот, пожалуй, и все известные нам события из социально-политической жизни этого местечка.
Краснодворск растянулся вдоль улицы Центральной (кстати, другой улицы в нём и нет), осенённой серебристыми тополями и ольхой. У многих домов стоят машины. Общественный транспорт сюда не ходит, да и дорога ужасающая: вся в грубо наваленных булыжниках; скорость движения машины равна скорости движения пешехода (в хуторе есть автобусная остановка, но она – для школьного транспорта: дети учатся в Старочеркасской).
И почти все дома – старые казачьи курени (и рядом – по летней кухоньке)! Правда, украшений особых нет; по-видимому, раньше были и резные наличники с карнизами, и галерейки на уровне второго этажа (первый этаж у казаков называется «низы», второй, обычно опоясанный галереей – «верхи»). Каждый домик – обязательно приподнят на первом полуэтаже или, по крайней мере, на цоколе (на случай разливов), и лишь на одном курене сохранилось крылечко.
Улица завершается домом номер 50; дальше дорога уходит в займище На горизонте виден купол новочеркасского Войскового собора. Раньше этот путь был единственной связью с большой землёй. Можно пройти по нему и сейчас, но наткнёшься на водную преграду: мост, увы, давно сломан.


Колокольчики от «Провинциального салона»
Эмиль Сокольский
donvrem
Летом 2018 года солисту балета Ростовского музыкального театра Константину Ушакову – первому из мужской части балетной труппы – было присвоено звание заслуженного артиста РФ. На моё поздравление Костя ответил: «Спасибо! Мне бы теперь ещё ваш колокольчик!». От неожиданности сначала рассмеялась, а потом подумала: «Выходит всё же не зря мы четверть века каждую осень вручаем наши скромные награды?»
О призах, которыми награждает одарённых актёров редакция ростовской программы «Провинциальный салон», рассказывает Любовь Суркова:
.http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=1663


Понимание среди руин
Эмиль Сокольский
donvrem
Пишет поэт Марина Кудимова на своей странице в Фейсбуке, и делится поразительной фотографией.

«День библиотекаря. В мире, где около 800 000 000 неграмотных. В России, где каждый год закрывается около 800 библиотек.

Тишина, ты – лучшее
Из всего, что слышал.

Но лучшая из лучшего – библиотечная тишина. Как тишина здорового сердца. Как тишина сна и мышления. Пожалуй, одна из самых великих фотографий, которую довелось найти, это фотография
библиотеки Холланд-Хауса в Лондоне. Она прекрасно описана, потому что лучшие книги – те, что описывают, обводят жизнь пером.
А библиотекари эти книги нам выдают, по наитию находя идеальное соотношение желаемого и действительного, которое и есть – литература.
“На фотографии, сделанной в 1940 году, когда бомбили Лондон, видны руины библиотеки. Сквозь пробоину в крыше видны призраки стоящих вокруг домов, центр зала завален досками и обломками мебели. Но полки были сделаны на совесть, и книги, кажется, совсем не пострадали. Три человека стоят среди этого безумия: один, словно не зная, какую книгу выбрать, читает заглавия на переплетах; другой, в очках, тянется за нужным томом; третий читает, держа открытую книгу в руках. Нельзя сказать, что они повернулись спиной к войне или игнорируют разрушения. И они не считают, что выбор книги важнее жизни снаружи. Они пытаются бороться в заведомо проигрышной ситуации; они отстаивают общее право задавать вопросы; они снова пытаются найти – среди руин, в безумном прозрении, какое дает иногда чтение, – понимание”.
(Мангуэль Альберто. История чтения)»


Памяти архитектора Рубена Мурадьяна
Эмиль Сокольский
donvrem
3 марта 2018 года, отметив 80-летний юбилей, ушёл из жизни замечательный архитектор Рубен Иоганесович Мурадьян. Его хорошо знали в Ростове архитекторы, скульпторы, художники, искусствоведы, строители; уважали ученики, ценили друзья.
Подоробно – в материале Люблови Волошиновой:
http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m19/2/art.aspx?art_id=1662



Памяти архитектора Генриха Иванова
Эмиль Сокольский
donvrem
Пятнадцать лет назад ушёл из жизни зодчий и градостроитель Генрих Васильевич Иванов, посвятивший любимой профессии пятьдесят лет жизни (из них 35 лет – практика в Ростове-на-Дону).
Об этом человеке – рассказ Любови Волошиновой:
http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m19/2/art.aspx?art_id=1661


Бои под Зимовниками
Эмиль Сокольский
donvrem
Краевед Сергей Шевченко продолжает нас знакомить со своими историческими изысканиями. На сей паз на сайте «Донского временника» читайте его работу  «Бои местного значения (Зимовниковский район в Великой Отечественной войне)»:
http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m7/0/art.aspx?art_id=1659


Не трогайте Куинджи!
Эмиль Сокольский
donvrem
В Таганрогском художественном музее есть три работы Архипа Ивановича Куинджи: две картины и эскиз. На Петровской улице – дом, где он жил с 1860 по 1865 год. Получилось так: друзья посоветовали ему поехать в Феодосию к Айвазовскому, но известнейший маринист не распознал в молодом человеке таланта. Куинджи вернулся в родной Мариуполь, потом переехал в Одессу, а после Одессы – в Таганрог; всё это время он работал ретушёром в фотостудиях. Осознав, что великим фотографом ему не стать и что его призвание – живопись, отправился в Петербург.
На волне недавнего скандального события – кража картины из Третьяковки – случилось присутствовать в Донской государственной публичной библиотеке при разговоре двух девушек, интересующихся живописью. Они высокомерно отзывались о художнике: мол, он иллюстративен, неглубок, бьёт на внешний эффект, и т.д. Понятно, откуда «ноги растут»: явно они подпали под влияние книги А. Бенуа «История русской живописи в XIX веке» – увлекательной, изящно написанной, но… культурнейший человек, знаток изобразительного искусства, Бенуа иногда обнаруживал снобизм в восприятии некоторых мастеров кисти. Вот и о Куинджи он писал: о «внутренней пустоте» его цветистых красок, театральности его почерка, нарочитости образов.
Бенуа был во власти своей эстетики – которую так же можно раскритиковать: театрально, нарочито… Поскольку с Бенуа не поспоришь, можно возразить девушкам. Достоинства Куинджи – в том, что он первый из русских художников осмелился показать самоценность самой краски – ясной, звучащей; показать самоценность света; избавить картину от лишних деталей, от тщательного их выписывания – и добиваться художественного упрощения пейзажа, возводя его на уровень символа.
Впрочем, Бенуа нашёл для Куинджи и высокие слова, назвал его выдающимся мастером, страстным поклонником красоты, и дал понять, что без новаторства Куинджи развитие русской живописи наверняка затормозилось бы.



Скульптор Тонитто в Ростове
Эмиль Сокольский
donvrem

«6 сентября 1919 года в газете «Приазовский край» появился короткий некролог:
"Жена и дети с прискорбием извещают о смерти мужа и отца Сильвестро Антоновича Тонитто. Погребение 6 сентября в 10 час на Городском кладбище"».
Так начинается статья архитектора и краеведа о скульпторе, жизнь которого связана с Ростовом-на-Дону.
http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m19/2/art.aspx?art_id=1660


Герой Ефим Иванович Мандрыкин
Эмиль Сокольский
donvrem
В 1930 году семья Мандрыкиных, из которой вышел Герой Советского Союза Ефим Иванович Мандрыкин, переехала в село Хлеборобное Целинского района. До призыва в армию учился в кооперативной школе и мукомольном техникуме Новочеркасска, работал в сельхозартели имени Буденного Целинского района, машинистом на мельнице.
О судьбе героя – читайте на сайте «Донского временника».
http://www.donvrem.dspl.ru/archPersonaliiArtText.aspx?pid=32&id=866


Река Тузлов в Грушевской
Эмиль Сокольский
donvrem
И ещё одно очарование станицы Грушевской – речка Тузлов с её мосточками. Правда, некоторые пришли в негодность: прогнили, завалились. В начале 2000-х в восточной части станицы был деревянный мост; но со временем он обветшал, а новый так и не соорудили. Приходится пользоваться автомобильным – идти в обход. Правда, один предприимчивый хозяин проложил через реку досточки – к своему огороду; но это – не общественное достояние…